Не смогла пройти мимо. На сайте «Городок писателей» нашла статью и решила сохранить на память (в качестве шпоргалки-предупреждения )
Удаляем литературные штампы, банальности и пошлости Все мы не раз встречали литературные штампы на страницах книг, журналов, газет. Иной раз откровенно смеялись над ними, настолько они были заезжены и нелепы.
Если количество штампов и банальностей в тексте зашкаливало, то мы откладывали книгу в сторону и больше уже к ней не возвращались.
Конечно, совсем без штампов обойтись невозможно. Вся наша жизнь, если брать ее в масштабах Вселенной — не что иное, как набор штампов: родился, учился, женился, размножился, умер
Однако не помешает иметь под рукой список литературных штампов, для того чтобы выпалывать их из своих текстов.
Конечно, я не призываю выплескивать с водой младенца, чувство меры пока еще никто не отменял. Главное, чтобы текст не состоял из ОДНИХ банальностей. И если вы выловите парочку штампов в своем тексте, подумайте, чем их можно заменить, чтобы произведение было свежим, оригинальным и несло на себе отпечаток вашей индивидуальности. Итак:
СПИСОК НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ ШТАМПОВ СПИСОК НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ ШТАМПОВ
Описание героя/героини
- роковая женщина
- длинноногая блондинка
- голубоглазая блондинка
- столичная штучка
- осиная талия
- лебединая шея
- мраморно-белая кожа
- холодна, как лед
- длинные тонкие пальцы
- бездонные глаза
- невинный взгляд
- высоко вздымающаяся грудь
- по-кошачьи грациозна
- трепетное сердце
- тоненькая как тростинка
- женщина удивительной судьбы
- руки как крылья
- печаль в глазах
- распахнутые доверчивые глаза
- хитрый прищур глаз,
- непокорные вихры
- усталые и добрые глаза
- серебристая седина
- волевой подбородок
- ледяной взгляд
- рыдания сотрясали его могучее тело
- чуткая душа
- трепетное сердце
- заботливые материнские руки
- натруженные мозолистые руки
- суровый взгляд отца
- скупая мужская слеза
- загадочная русская душа
Место действия
- город на Неве (Петербург)
- туманный Альбион (Англия)
- берега туманного Альбиона
- Москва златоглавая
- Москва белокаменная
- Киев, мать городов русских
- город греха и разврата
- Нью-Йорк — город контрастов
- заштатный городишко
- провинциальная дыра
Действия
- разнести в пух и прах,
- разделать под орех,
- бросить обвинения
- смело идти по выбранному пути
- обрести долгожданную свободу
- храбро сражаться до самой смерти
- достучаться до сердца
- спать сном праведника
- прильнуть к губам (или к чему-то еще)
Ну, и остальное
- ночь догорала как свеча
- мороз крепчал
- пушистый снег, падающий крупными хлопьями
- первые крупные капли дождя
- дорога к храму
- так хочется тепла и любви
- годы, словно конь, несутся вскачь.
- боль утрат
- усталые, но довольные
- воцарилась тишина
- в гордом одиночестве
- оскорбленная невинность.
Этот список можно продолжить в комментариях. Наверняка существует еще масса штампов, поэтому, боюсь, он будет длинным.
От чего зависит количество штампов в тексте? От уровня начитанности, насмотренности и общей культуры. Обилие штампов и банальностей выдает заурядную личность с ограниченным сознанием, не отягощенным эрудицией и интеллектуальными упражнениями
Что лечит от штампов? Чтение ХОРОШЕЙ литературы и общее расширение кругозора.
Однако даже при самых похвальных намерениях вряд ли кому-то из нас удастся совсем избавиться без штампов, ибо мы их впитали и часто не замечаем.
Так будем хотя бы к этому стремиться!
В защиту литературных штампов
Набрела на чудесную подборку литературных штампов и шаблонов. И на единогласное неодобрение по части их использования. А я, в общем-то, пыла автора и комментаторов не разделяю и по большому счету к штампам претензий не имею
Не знаю, что там по этому поводу считают семантика, семиотика и прочие философии, но по моему скромному мнению, слова – это метки. Метками мы отделяем (или объединяем) предметы и явления. Для одного и того же предмета мы вынуждены пользоваться одинаковыми метками, иначе не поймем друг друга даже в пределах одного языка. Новые метки надо присваивать только новым предметам или явлениям, а не в литературных опытах.
Собственно, слово-метка это уже и есть штамп.
Я, конечно, могу поменять штамп, и, например, заявить, что «фонарь» отныне буду считать «светарем», по созвучию со словом «свет», или даже «тапримаком» безо всякого созвучия с чем-либо, но это вряд ли продуктивно.
Шаблонная фраза-штамп – это устоявшаяся совокупность меток для хорошо известного предмета или явления. Это фактически новая самостоятельная метка. Это одно слово "нехоженныетропы"
Словами-то можно пользоваться?
И если вы сталкиваетесь именно с тем явлением, для которого уже приготовлена шаблонная фраза – то нечего мудрить, надо либо пользоваться шаблоном, либо игнорировать явление.
Если с неба, «усеянного белыми барашками облаков», должен, по вашему плану прибыть десант марсиан, то значит «белым барашкам» быть. Я бы больше остерегалась марсиан.
С другой стороны, в этой борьбе со штампами что-то есть. Вот, например, просыпаетесь вы утром, и видите, что «по подушке разметались локоны» вашей девушки. И ничего с этим поделать нельзя, потому что у вашей девушки именно локоны, а не стрижка «ежик», и спала она именно на подушке, по которой эти локоны и разметались. Что делать, как донести этот факт до людей, если штампами пользоваться нельзя? Да никак. Расслабьтесь. Поцелуйте девушку и пожелайте ей доброго утра. Об этом тоже можно не рассказывать, хотя поцелуев в списке штампов вроде бы нет.
Источник: pisatelei.clan.su/publ/shtampy/udaljaem_literat...