Прочитала на сайте новость, что западные литераторы «составили списки величайших книг всех времен». Сразу почему-то вспомнились «списки», которые берешь с собой, отправляясь в магазин или на рынок: «Вот курицу куплю в первую очередь – это надо. А клюкву – это если деньги останутся».
Собственно, сама новостьВыдающиеся современные писатели составили списки величайших книг всех времен
В рамках опроса под условным названием «Писатели выбирают свои любимые книги» 125-ти самым известным писателям Великобритании и Америки было предложено составить несколько списков книг. В данном опросе приняли участие Норман Мейлер, Стивен Кинг, Энн Патчетт, Джонатан Франзен, Джойс Кэрол Оутс и другие известные авторы современности.
В данных списках книг должны были расположиться десять величайших произведений художественной литературы – романов, сборников рассказов, драматургических и поэтических произведений.
В общей сложности писателями было предложено 544 произведения. В каждом списке книги набирали определённое количество баллов в зависимости от порядкового номера. Если книга значилась под первым номером, она получала десять баллов, а если завершала список – один балл.
Сложившаяся в результате этого эксперимента литературная коллекция, объединившая литературные пристрастия совершенно разных писателей – от Дэвида Фостера Уоллеса до Стивена Кинга, позволяет взглянуть на мировую литературу как на своего рода коллективное творчество великих писателей.
Десять величайших литературных произведений ХХ века
1. «Лолита» Владимира Набокова
2. «Великий Гэтсби» Ф. Скотта Фицджеральда
3. «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста
4. «Улисс» Джеймса Джойса
5. «Дублинцы» Джеймса Джойса
6. «Сто лет одиночества» Габриэль Гарсия Маркеса
7. «Шум и ярость» Уильяма Фолкнера
8. «На маяк» Вирджинии Вульф
9. «Полное собрание рассказов» Фланнери О’Коннор
10. «Бледное пламя» Владимира Набокова
Десять величайших литературных произведений ХIХ века
1. «Анна Каренина» Льва Толстого
2. «Мадам Бовари» Гюстава Флобер
3. «Война и мир» Льва Толстого
4. «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена
5. Рассказы А. П. Чехова
6. «Миддлмарч» Джорджа Элиота
7. «Моби Дик» Германа Мелвилла
8. «Большие надежды» Чарльза Диккенса
9. «Преступление и наказание» Федора Достоевского
10. «Эмма» Джейн Остин
Десять авторов по количеству произведений, попавших в «топы»
1. Уильям Шекспир – 11
2. Уильям Фолкнер – 6
3. Генри Джеймс – 6
4. Джейн Остин – 5
5. Чарльз Диккенс – 5
6. Федор Достоевский – 5
7. Эрнест Хемингуэй – 5
8. Франц Кафка – 5
9. Джеймс Джойс – 4
10. Марк Твен – 4
Десять величайших писателей всех времён, согласно общему количеству набранных очков
1. Лев Толстой – 327
2. Уильям Шекспир – 293
3. Джеймс Джойс – 194
4. Владимир Набоков – 190
5. Федор Достоевский – 177
6. Уильям Фолкнер – 173
7. Чарльз Диккенс – 168
8. Антон Checkhov – 165
9. Гюстав Флобер – 163
10. Джейн Остин – 161
novostiliteratury.ru/2012/02/vydayushhiesya-sov...Я ничего не имею против Стивена Кинга, Энн Патчетт, Джонатана Франзена и всех остальных действительно известных авторов современности. И я даже не буду придираться к тому, что в голосовании принимали участие лишь авторы Великобритании и США, которые почему-то решают за весь литературный мир. Ну, будем считать, что на данном этапе там более сильная литературная школа. Мне безумно нравятся эти книги. Ну, хорошо, не все. Но большинство - нравится, чесслово. Но сам факт - мы выбрали за вас...
Меня смущает их подход…
МнениеПо моему личному, но крайне глубокому убеждению, творчество – это нечто ужасно субъективное, и оценочным критериям поддающееся с трудом. По каким формулам высчитывается «гениальность» книги? По количеству использованных троп и метафор? А что в этом случае достойно большего количества баллов – синекдоха или гипербола?
Или – как и вправду принято на современном Западе – судить надо по количеству продаж?
По новаторству идеи? Или по ее актуальности, в том числе и для современного читателя?
Мейлер, Оутс и компания – они хорошие ребята. И, по большому счету, пишут хорошие книги. К их советам действительно стоит прислушиваться. Наверное…
Но я по себе знаю, что книга, которую любишь сейчас – совсем необязательно будешь любить лет через десять, так сказать «с высоты прожитых лет». Или наоборот – не любить. Я в детстве терпеть не могла Диккенса за его мрачность и трагизм и «доросла» до него только в университете. С другой стороны, мою подругу – бывшую преподавательницу русского языка и литературы для иностранных студентов в одном из ведущих вузов нашего областного центра, а теперь специалиста пресс-службы нашего губернатора – глубоко возмутило, что в одну десятку с Толстым и Достоевским, с так нравящейся ей «Лолитой» попала «глупенькая», с ее точки зрения примитивная Остин. А у меня ситуация прямо противоположная – мне нравится Остин, я считаю ее новатором своего времени – и я терпеть не могу Набокова, считая его извращенцем, который просто не постеснялся перенести свои переживания на бумагу. Я согласна признать его смелость, но петь ей оду – увольте: все возможные неудобства ему компенсировали гонорары.
Я «доросла» до Диккенса, может, через пару лет – столкнувшись в своей жизни с какой-то коллизией, преодолеть которую не смогу самостоятельно – я выберу настольной книгой «Моби Дика» или вообще Мережковского, который в список не попал. Я это к тому, что книга «лучшая» для тебя – совсем не обязательно «лучшая» и для кого-то другого. Тем более – для всех.
Литература – подогнанная под рамки, измеряющаяся баллами, выстроенная в шеренги… Это уже не литература. Потому что литература – это творчество. Творчество – это состояние души. А ГОСТами и стандартами измеряют ремесла.
Пока писала пост, в голове рефреном крутился фразеологизм того же Мережковского: «Никогда, ни при каком торжестве демократии, не стоит забывать, что Христос был распят большинством голосов».